Освободи свой Android!

Освобожденный человекоподобный робот

Android — по большей части свободная операционная система, разрабатываемая главным образом компанией Google. К сожалению, драйверы большинства устройств и большинство приложений с «рынка» не свободны (как в выражении «вольная речь», а не «бесплатное пиво»). Они часто работают против интересов пользователей, следят за ними, и иногда их даже нельзя удалить.

Эта кампания может помочь тебе восстановить контроль над своим устройством c системой Android и своими данными. Здесь собираются сведения о том, как работать с этой системой с наибольшей свободой, и предпринимаются попытки координировать эти усилия.

Хочешь ли ты, чтобы приобретаемое тобой мобильное устройство было полностью твоим? Хочешь ли ты иметь мобильное устройство, которое не следило бы за тобой, которое не отправляло бы твои данные большим корпорациям? Тогда читай далее!

Освободи свое устройство

Узнай, как освободить свое устройство и восстановить контроль над своими данными, заменив систему на действительно свободный вариант Android с действительно свободными (от слова «свобода») приложениями. Мы собрали всю необходимую информацию.

Помоги другим

Чтобы каждый мог наслаждаться свободой, необходимо, чтобы освобождение устройства не вызывало затруднений. Ты можешь помочь в достижении этой цели различными способами, даже если не умеешь писать программы.

Почему твое мобильное устройство должно быть свободным

Мобильные устройства — это маленькие компьютеры, которые мы все время носим с собой. Им известно наше местоположение, они содержат личные фотографии. Мы используем их для связи с друзьями, семьей и даже, может быть, с любимым человеком. Они также предоставляют доступ в Интернет и имеют встроенные видеокамеры и микрофон. Будучи настолько мощными инструментами, они могут представлять большую угрозу неприкосновенности частной жизни, но в то же время мы можем с ними многого добиться: все зависит от того, под чьим они контролем.

Свобода и контроль

Большинство мобильных устройств находятся под контролем вовсе не пользователей, а производителя и оператора. Используемая операционная система не является свободным программным обеспечением. Даже телефоны с системой Android поставляются с несвободными программами и несвободными дополнениями, которые обычно работают не полностью в интересах пользователя. Обновление программ доступно только до тех пор, пока производителю это выгодно для конкретной модели. Прикладные программы (приложения), доступные из официального источника, в большинстве своем не свободны. Никому не разрешается изучать, как они работают и что в действительности они делают на твоем устройстве. Иногда они просто не работают не совсем так, как ты хочешь, а иногда они даже содержат вредоносные функции.

Используя исключительно свободные программы на своем устройстве, ты получаешь полный контроль над ним. Даже если у тебя не окажется навыков для того, чтобы напрямую воспользоваться всеми свободами, которые предоставляют свободные программы, ты получишь отдачу от сообщества, разные члены которого в разной степени пользуются этими свободами для достижения совместного результата.

Неприкосновенность частной жизни

Наши мобильные устройства содержат больше личной информации, чем самые откровенные дневники. Но несвободные системы, даже большинство телефонов на базе Android, разработаны так, чтобы передавать эти данные в компании разработчиков, например, Google или Apple. Большинство пользователей не имеют полного контроля над своими личными данными на своих устройствах. Удобные решения по синхронизации и резервному копированию данных заманивают все больше и больше людей к тому, чтобы хранить все свои данные на централизованных серверах компаний, которыми движет жажда наживы. Обычно эти серверы и компании базируются в США и обязаны предоставлять собранные данные государственным органам США по простому запросу. Кто бы ни владел персональной информацией о нас, он получает возможность манипулировать нами. Таким образом, несвободные устройства являются угрозой демократии и нашему обществу.

Желание сохранить неприкосновенность частной жизни есть одна из основных причин поддерживать свободное программное обеспечение. Несвободные дополнения, например, Carrier IQ, следят за пользователями смартфонов без их ведома. Множество приложений из официального источника содержат вредоносные функции. Они могут читать твои личные данные, такие как твоя адресная книга и «домашняя страница телефона», или используют Google Analytics, чтобы отправлять данные в Google. Это только несколько примеров из того, что уже стало известно. Отсутствие свободы препятствует независимому исследованию, и тайные функции слежения за пользователями становятся известны только случайно.

Большинство устройств для полноценного их использования требует подключения к централизованному серверу и аутенфикации на нем. Пользователям приходится доверять серверу, не владея информацией о том, какие данные там хранятся, как они обрабатываются сервером и как они соотносятся с другими данными. Устройство, использующее только свободные программы, не требует предоставлять данные компании с сомнительной репутацией и не оказывает на тебя давление с этой целью — по крайней мере, это крайне маловероятно, по той причине, что такие действия программы были бы слишком очевидны, и сообщество имело бы возможность разработать альтернативную версию. Те удобства, которые предоставляют сервисы с «дополнительными улучшениями», которые часто сопровождаются такими соединениями, могут быть предоставлены и свободными программами. Это позволяет тебе держать под контролем личные данные, твой дневник остается в твоем владении. У тебя есть и пирог, и возможность его кушать.

Другие инициативы

Хотя эта кампания касается системы Android, есть и другие инициативы, которые делают возможным использовать на небольших мобильных компьютерах (практически полностью) свободные программы. По причине тяжелой ситуации с драйверами для компонентов мобильных устройств, ни одна из этих инициатив не может работать на этих устройствах полностью свободно. Несвободные драйверы и программы производителя необходимы для работы большинства периферийных устройств.

Со стороны аппаратного обеспечения выступает смартфон GTA04. Этот последователь Openmoko GTA02 спроектирован так, чтобы ему не требовалось несвободных драйверов. Он работает на системе GNU/Linux, но требует несвободных программ для работы WiFi. Так близко, и в то же время так далеко от цели.

Системы Maemo/MeeGo — инициативы, в рамках которых развиваются мобильные телефоны на базе GNU/Linux, с большим количеством несвободных компонентов. В настоящее время они влились в Mer и Tizen. В то время, как Mer представляет собой работу сообщества по развитию MeeGo, использующего Qt, Tizen разрабатывается по инициативе корпорации, в нем используются только части MeeGo, а также Enlightenment и HTML5.

Mozilla ведет разработку операционной системы Firefox OS, замысел которой состоит в том, чтобы предоставить только обозреватель интернета, выполняющий приложения для него. Это поднимает уже известные вопросы программ-услуг в дополнение к возможным несвободным драйверам. Кроме того, было объявлено, что WebOS будет выпущена как свободное программное обеспечение. Остается неясным, будут ли все части свободными и появятся ли ли новые устройства с WebOS.

Контакты

Если у вас есть какие-либо вопросы, касающиеся этой компании, приглашаем написать в наш список рассылки. На него подписываются все, кто заинтересован в кампании, и ваше сообщение будет доставлено всем участникам.

Для общей информации о работе ЕФСПО, не связанной с кампанией «Освободи свой Android», используйте, пожалуйста, общую страницу контактов.

Организации-участники

FoeBuD e.V. Associação Nacional para o Software Livre

Free Your Android!

Liberated Android Robot

Android is a mostly free operating system mainly developed by Google. Unfortunately, the drivers for most devices and most applications from the "market" are not free (as in free speech, not free beer). They frequently work against the interest of the users, spy on them and sometimes can not even be removed.

This campaign can help you to regain control of your Android device and your data. It collects information about running an Android system as free as possible and tries to coordinate the efforts in this area.

You want a mobile device that is really yours when you bought it? You want a mobile device that does not spy on you and hands over your data to big corporations? Then read on!

Liberate Your Device

Learn how to liberate your device and how to regain control of your data by switching to a free Android operating system with free (as in freedom) apps. We collected all the information necessary.

Help Making Liberation Effortless

Liberating devices should be effortless, so everybody can enjoy freedom. There are many ways you can help to achieve this goal, even if you don't know how to program.

Why Your Mobile Device Needs To Be Free

Mobile devices are small computers that we carry around all the time. They know our current location and contain private pictures. We use them to communicate with our friends, our family and maybe our secret love. They also provide access to the internet and have built-in camera and microphone. Being such powerful tools, they can bring great risks to privacy, but at the same time we can achieve great things with them: it depends on who controls them.

Freedom and Control

Most mobile devices are not controlled by the users, but by the manufacturer and the operator. The software that runs on them is not Free Software. Even Android phones ship with non-free software and proprietary add-ons that usually do not work in the full interest of the user. Software updates will only be made available as long as the manufacturer still has a commercial interest in your device. The applications (apps) available from the official market are most of the time non-free. Nobody is allowed to study how they work and what they really do on your phone. Sometimes they just don't work exactly as you want, but sometimes they even contain malicious features.

Running exclusively Free Software on your device puts you in full control. Even though you may not have the skills to directly exercise all of your freedom, you will benefit from a vibrant community that can do it together.

Privacy

Our mobile devices contain more personal information than most private diaries. But proprietary systems, even most Android phones, are designed to hand over this data to companies like Google or Apple. Most users do not have full control over the personal data on their device. Convenient solutions for synchronisation and data backup trick more and more people into storing all their data on centralised servers run by some profit driven corporation. These are usually based in the US and are required to hand your data over to the US government on mere request. Whoever has personal information about us is able to manipulate us. Therefore non-free devices are a threat to democracy and to our society.

Privacy is one of the most important reasons to support Free Software. Proprietary add-ons like Carrier IQ spy on smart-phone users without their knowledge. Many apps from the market contain malicious features. They read your private data, such as your address book and “phone home”, or they use Google Analytics to send data to Google. These are just examples that have been discovered so far. The lack of freedom impedes independent inspection and secret spy features only become known by accident.

Most smart-phones require you to connect and identify yourself to a centralised server before you can use them properly. Users have to trust the server without knowing what information is stored and how it is processed or related to other data. A phone running only Free Software does not require you to provide data to an untrustworthy company or pressure you to do so – at least this is very unlikely, as the software's actions would be obvious and the community would be able to develop an alternative version. The convenience of "value-added" services that are often coupled with such connections can be provided using Free Software as well. This keeps you in control of your personal data, your diary remains in your possession. You can have the cake and eat it too.

Even though this campaign is about Android, there are other initiatives that make it possible to use small mobile computers with (mostly) Free Software. Due to the driver situation of mobile hardware, none of these initiatives really can run such machines in freedom. Non-free drivers and firmware are needed for many peripherals to work.

On the hardware side there is the GTA04 phone. It is the follow-on for Openmoko GTA02 and was designed to require no proprietary drivers. It runs GNU/Linux, but it requires non-free firmware in order to use the WiFi. So close, yet so far away.

The Maemo/MeeGo initiatives developed systems for mobile phones based on GNU/Linux, with many nonfree components. They have now moved into Mer and Tizen. While Mer is a community effort to continue work on the MeeGo codebase using Qt, Tizen is a corporate initiative that uses only parts of MeeGo plus Enlightenment and HTML5.

Mozilla is working on the Firefox OS operating system whose concept is to provide only a browser running web applications. This raises the usual issues of Software as a Service, on top of the possible nonfree drivers. Also WebOS was announced to be released as Free Software. It remains to be seen whether all parts will be free and whether there will be new devices shipping WebOS.

Contact

If you have any questions about this campaign, you are invited to send an email to our mailing-list. Everybody interested in the campaign is subscribed there, so your message will reach everybody who is involved.

For general information about FSFE's work that is not related to the "Free Your Android" campaign, please use the general contact page.

Participating Organisations

digitalcourage Free Software Foundation Associação Nacional para o Software Livre